Смыслов Дмитрий Анатольевич Практикующий психолог-консультант

Круглый стол "Инфантилизм - проблема современности"

Мой блог / Просмотр публикации

«Крошка» глазами психологов.
Круглый стол 1
Сегодня в кинотеатре «Мир искусства» состоялся первый круглый стол цикла «Крошка глазами психологов». Тема круглого стола «Инфантилизм - проблема современности. Основными спикерами стали: Смыслов Дмитрий  Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Московского регионального социально-экономического института, doctor of Sciense, Honoris Causa
Почетный член международной профессиональной ассоциации психологов.
.
Антипова Надежда Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, директор Центра ресурсных изменений «Исток». Преподаватель​ Института практической психологии «Иматон». Преподаватель и эксперт Московского института национальных и региональных отношений.
Почетный член международной профессиональной ассоциации психологов.
.
Левковская Ольга Борисовна, врач-психиатр, психотерапевт, клинический психолог, арт-терапевт, преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, член Российской арт-терапевтической ассоциации, член Ассоциации детских психиатров и психологов.
Организатор Евдокимычева Елена. Огромная благодарность за профессиональный разбор фильма и продуктивный диалог. Круглые столы будут продолжены. Формат оказался очень интересным.



Фильм, в просмотре и дальнейшем обсуждении которого вчера имел удовольствие принять участие, а также пообщаться и порассуждать о линиях, рассмотренных в фильме, с его создателем - режиссером Сергеем Тютиным. Темы: инфантилизм общества, проблема одарённого ребёнка, способность людей понимать и слушать друг друга. Особо были интересны авторские задумки.
Благодарю организаторов Круглого стола и всех участников.

Вот анализ фильма, который я писал несколько раньше:.

Добрый фильм о соприкосновении и взаимодействии двух миров – мира взрослых и мира детства.
Оба мира существуют в разных временах – мир взрослых – в дискретном мире прерывистости прошлого-настоящего-будущего, при этом, он более акцентирует внимание на нереализованных, утраченных, переживаниях, эмоциях, событиях. В этом мире нет гармонии, всё слишком прерывисто, и будущее весьма иллюзорно, а в настоящем надо сохранять максимум внимания и ответственности, чтобы не оказаться в ситуации опасности или провала. Мир этого времени непостоянен и сложен. И ещё – «взрослые – это большие дети. Иногда они сами не всё понимают». Взрослым сложно в дискретном, разорванном, времени.
Мир детства – мир цикличный, где есть особая магия восприятия первовремени, где люди, звери, вещи, имеют прямое отношение к этой реальности и одинаково значимы. Здесть прошлое, настоящее, будущее связаны между собой и то, что было в прошлом, обязательно повторяется. Циклический мир – мир веры, мир сказки, мир Рода и семьи, где известны и понятны повторения в жизни, где семья – единый организм.
В этом фильме две героини, и их общение – это вначале именно противостояние – взрослая- Алиса – девушка, сохранившая в себе детское, открытое видение мира. Да, она, как и все взрослые, переживает то, чего недополучила в своём детстве (обезьянка, которую её подарили на Востоке – как раз метафора того, чего в детстве не было, но оно важно). Алиса живёт не совсем в мире взрослых. Правильнее сказать – она взрослый ребёнок, инфант. Именно об этом в начале фильма говорит вторая героиня – шестилетняя Нина. Но несомненным достоинством Алисы является то, что она не хочет жить только в дискретном мире взрослых. Она вернулась с Востока, практикует восточные практики. Мир Востока – сакральный и именно циклический, и, получается, Алиса существует в обоих мирах – дискретном и циклическом, пытаясь найти золотую середину.
И символично, что начав работать воспитателем, она находит общий язык с детьми именно через танец – как посредник между мирами взрослых и детей.
Подсказку о дискретном мире даёт воспитательница Детского сада (а до 1917 года в России воспитателей было принято называть «садовниками» - они взращивают новое поколение, а не только воспитывают, что надо, а чего не надо делать). Галина Фёдоровна (дети её называют «Фрекен Бок») как раз показывает на своём примере, как добрый, достойный человек, постепенно прессуется миром взрослых и превращается в функционера, того же требуя от детей, ибо подобное производит подобное.
Задача Алисы – не повзрослеть, а продлить сказку, что, собственно, ей и удаётся, хотя – через перипетии бюрократии и регламента.
Шестилетняя Нина – ребёнок-вундеркинд. Несколько времени назад я давал интервью для одного Московского издания именно по теме поколений. Да, Нина – человек нового поколения. Но прежде всего, её одарённость стала обостряться вследствие проблем во взаимоотношениях родителей. Фигуры матери в фильме нет, а сама Нина создала целую коллекцию полуфабрикатов – её нянь, которых уволил её отец. Девочке недостаёт понимания со стороны взрослых, да и многие взрослые для неё слишком инфантильны и мягкотелы. Отсюда – её успешный блог по экономике (если учесть, что ребёнку шесть лет). Её сверстники Нине также мало интересны – они просто дети, а ей нужны люди, которые её способны понять и принять. Отец не способен создать атмосферу семьи.
Вообще, тема одарённого ребёнка и его взаимодействия с внешним миром – тема отдельная. Проблемно то, что юные звёздочки чаще всего, становясь взрослыми, утрачивают прежние способности, становясь рядовыми членами общества. Нина стала взрослой потому, что её биологическая мать оказалось ребёнком, не готовым для воспитания дочери.
Нина живёт в мире взрослых, хотя она – ребёнок и вынуждена этому миру подчиняться. Мир детства проходит мимо неё. Именно поэтому фигуры родителей Алисы – взрослых, сохранивших в себе черты признаков циклического мира – понимания, принятия, эмоциональности, романтичности как раз и восполняют постепенно для Нины нехватку, а правильнее сказать, знакомят её с существованием сказки принятия личных отношений, добра и семейного тепла, а не дискретного мира, в котором живёт её отец и другие взрослые.
В фильме взрослое дискретное время («делать то, что говорит тебе общество – вот риск прожить не свою жизнь») преображается под светом близких, семейных, отношений (вот он – признак временного цикла, о котором говорит Алиса – «Куда идти? А мне всё равно, только бы куда-нибудь» («долго ли коротко-ли..»). Атмосфера и циклическое время Рода и семьи восстанавливаются. Маленький человек обретает не только вторую маму, но и бабушку и дедушку. Её мир становится более гармоничным, но важнее всего – общение маленькой Нины с Алисой помогает понять и поверить во время сказки, время воплощения желаний.
Этот фильм – добрая сказка о том, как оба мира находят свои пересечения, сказка, которая подсказывает, что важно верить в свою мечту и себя, а не только выполнять жёсткие требования общества.
Думаю, этот фильм будет одинаково интересен как взрослым (детям), так и детям (взрослым). Добрый, светлый, мудрый фильм о вере в отношения и возможности взаимопонимания вопреки внешним обстоятельствам.