Смыслов Дмитрий Анатольевич Практикующий психолог-консультант

Почему некоторые москвичи не готовы снять маски

Мой блог / Просмотр публикации

После отмены масочного режима 11% жителей Москвы продолжат носить средства индивидуальной защиты, говорят данные опроса сервиса Superjob. Еще 16% горожан готовы носить маски лишь в некоторых общественных местах, включая торговые центры, поликлиники, лифты, вокзалы, аэропорты, музеи и общественный транспорт. Два года назад, в начале пандемии многие сопротивлялись надевать медицинские маски, а сегодня каждый четвертый москвич не готов выходить без них в места скопления людей.
До 2020 г. тот, кто появлялся в общественных местах в масках, вызывал у многих больше тревоги и желания от него дистанцироваться, чем человек с признаками ОРВИ, но без маски.
С момента введения в столице масочного режима в мае 2020 г. ситуация изменилась, москвичи пережили несколько периодов - от подозрения до приверженности теориям заговора, от подростковой модели протеста до привыкания. Так, сначала наблюдалось пристальное внимание горожан к тем, кто ходит в общественных местах в масках. После того, как в транспорте и ТЦ стали штрафовать граждан без масок, люди стали прикрывать ими рот, оставляя нос открытым – налицо формальное соблюдение требований с некоторым сопротивлением (более подростковое поведение). В итоге москвичи стали постепенно привыкать к ограничению своей прежней, доковидной жизни. Также менялось и отношение к заболеванию: от полного неверия в болезнь до понимания её существования и опасности (как минимум - общаясь с теми, кто прошёл тяжёлые стадии болезни или потеряв из-за неё близких, коллег, знакомых, а также видя статистику пандемии) и закономерного привыкания.
Привыкание - постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжительной стимуляции в нормальных условиях. Привыкание является идентичным с процессом затухания выработки ответной реакции (сопротивления).
В среднем, привыкание формируется в течении 21 дня (за это время формируются новые нейронные связи). Приблизительно через 40 дней противоположные привыкания разрушаются, а к 90 дням привыкание к новому становится уже частью жизни человека, тем более, что масочный режим продержался два года.
Пандемия - период крайней нестабильности и незащищённости для каждого человека, а в ситуациях неопределённости людям важно чувствовать постоянство в чём-то. Это постоянство может выражаться в следованию устоявшихся привычкам (в том числе и негативным, например, курение). Иногда ощущение постоянства достигается посредством выражения противодействия кому или чему-то, поиском врага или виноватого. Важно закрепиться и иметь хотя бы какую-либо устойчивость в жизни, даже если этап устойчивость имеет негативную окраску. Вскоре для многих людей масочный режим стал частью жизни и также критерием стабильности и устойчивости в жизни.
Часто в формировании такой устойчивости оказываются эффективны слухи. Слухи в социальной психологии - это явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информацией. Они закономерны и затрагивают представителей разных групп общества. Причиной возникновения слухов может быть как переизбыток, так и недостаток информации по теме, имеющей прямое отношение к жизни людей. Горожане привыкли ориентироваться не только на официальные заявления, но и на дополнительную информацию, сарафанное радио, слухи. Одна из функций слухов – развлекательно-информационная, она помогает снять тревожность и напряжение. Вторая функция - ощущение постоянства. Но слухи могут и нагнетать тревожные и панические настроения. В отсутствии стабильности появляется защитная реакция в виде слухов, неуверенности, подозрений.
Например, после товарного дефицита 80-90-х гг. наши сограждане целенаправленно стали скупать продукты большими тележками – не из-за жадности, а с целью обезопасить себя и близких на случай повторения непростых времен. На почве подобных фантомных болей перестроечной эпохи россияне пережили слухи о дефиците соли и гречки, когда массово скупался «стратегический» запас на всякий случай. Отголоском подобных слухов в 2020 году был период, когда маски стали дефицитом и их скупали в больших количествах. Сегодняшняя ситуация снова провоцирует слухи о дефиците продуктов, хотя причина кроется именно в слухах – недостатке информации, которая вызывает неопределенность и неуверенность и, в несколько хаотичной активности граждан в плане пополнения стратегических запасов продуктов, средств гигиены и оргтехники кроется не только желание сэкономить ввиду падения курса национальной валюты, но прежде всего - потребность в стабильности и защищённости.
То же случилось и с масками - сначала - недоверие к тем, кто заставляет носить маски, затем - поиск, кому это выгодно, и лишь гораздо позже - осознание пусть минимальной, но всё же защиты друг друга в общественных местах.
Пройдя через фазы неприятия и сопротивления, маски постепенно стали неотъемлемой частью нашей общественной жизни. Но чем больше из разных источников говорилось о необходимости ношения масок, тем больше возникало вопросов и недоверия, так как второй путь появления слухов - при переизбытке информации (значит, как считает обыватель, всё не просто так). Следует признать, что ношение масок действительно частично могло помочь в случае нахождения в общественном месте с носителями ОРВИ или ковида. Впрочем, маска была больше проявлением не защиты, а демонстрацией уважительного отношения и заботы по отношению к окружающим людям (здесь отчётливо становилась понятной причина ношения некоторыми людьми масок под носом).
После отмены масочного режима 15 марта 2022 г. москвичи разделились на три группы:
1. Те, кто продолжает носить маски (объяснения - потому что так безопаснее, так надо, благо болезнь всё равно ещё не ушла полностью). Частично - это ответственное поведение по отношению к своим родственникам старшего поколения и к детям. Особенно это типично для тех граждан, которые столкнулись с тяжёлыми последствиями болезни или потеряли своих близких. Конечно, это некоторая подстраховка. Здесь надо ещё учитывать, одноразовая это маска или нет и как часто её сменяют или стирают, благо она сама становится носителем и переносчиком бактерий, если её носят длительное время без смены и хранят в нестерильном кармане верхней одежды.
Сейчас появились даже адепты хождения без масок, которые стали поучать и требовать от тех, кто ещё в маске даже на улице, её снимать.
2. Те, кто снял маску и стал ходить без неё, благо, наконец это стало возможным. Но здесь следует обратить внимание на свойственную российскому менталитету склонность к крайностям - резкий переход от одного режима к другому - как только отменили масочный режим, маски стали не нужны. Уместно вспомнить Д.И.Хармса - “Когда же это кончится? Тут все и кончилось”. Всё нужно делать постепенно - пандемия отступает, но не уходит, а формирование привыкания занимает приблизительно двадцать один день.
3. Те, кто и до отмены масочного режима ходил без маски (стремление поступать и вести себя против мнения большинства, а проще - потребность в самоутверждении - “тварь дрожащая или право имею”).
Впрочем, дело не в масках. Маски - частный случай поведения людей в условиях неопределённости и нестабильности, которыми, увы, так изобильны последние несколько лет.
Людовик XIV говорил: - “Постоянство состоит не в том, чтобы делать всегда одно и то же, а в том, чтобы дела наши клонились к одной и той же цели”. Наша цель в настоящее время - вопреки внешним обстоятельствам сохранить в себе человеческое, доброе, продуктивное, оставаться собой несмотря на внешние изменения, ибо в тёмные времена становятся виднее светлые люди.

 

Психологический и культурный феномен маски
С масками человечество связано с первобытного времени. Первоначальная функция маски – обрядовая, наделение одевшего её особыми, магическими силами. Маска тотемного животного приближала одевшего её в ритуальных целях к божеству, давая силы и возможности тотема, то есть, налицо вариант игрового оборотничества. Элементы оборотничества присутствуют в русских сказках – оборотнями там выступают многие герои – Кощей Бессмертный, Баба Яга, Серый Волк, Василиса Премудрая и пр. Суть оборотничества сводится к возможности превратиться в другого человека, животное, птицу или предмет. Маска давала подобный эффект, наделяя одевшего её особыми качествами.
Но также присутствовал и элемент отпугивания злых духов – так, увидев маски на таких людях, духи должны были, видимо, испугаться и искать другое племя. Так, в племенах каннибалов часто изображались маски черепа (видимо, посыл был следующий – мы сами злые и голодные, не тронь нас).
Любопытно, что появившиеся современные маски с изображениями губ с сигарой, челюстями черепа и пр. также выполняют эту функцию. Но, по счастью, они не стали популярны ввиду того, что могут оказывать на других людей несколько неприятное впечатление. Впрочем, на то и расчет. Так как функция таких масок – отпугивающая.
Ещё одна функция маски – возможность утраты своей идентичности.
Одев маску, человек становится другим, что может защитить от чуждых воздействий врагов. Именно поэтому представители некоторых народов планеты склонны скрывать своё лицо от фотографирования. Так, африканцы довольно трепетно относятся к фотографированию их, и во многих племенах по-прежнему существует поверье, согласно которому тот, кто владеет фотографией человека, владеет и его душой. Мало того, существующая традиция украшать свои лица воинственной раскраской помимо всего прочего (в частности, это магическая защита воина) означает потребность скрыть своё лицо от прочтения. Та же традиция наличествует и у папуасов.
Мы можем провести аналогии с наделением человека в языческой Руси помимо имени (которое скрывалось от злых духов, так как тот, кто знает имя человека, овладевает его душой) прозвищем.

В то же время, потеряв свою идентичность, одевший маску освобождает себя от прежней роли, статуса, поведения. Одевший маску снимает с себя прежние обязательства до времени, пока не уберёт её. Так, карнавальные маски как раз давали такое освобождение и деиндивидуализацию.

В русском языке отношение к маске сохранено – «личина» (маска) - и «личность». Классик американской психологии XIX в. У.Джемс писал, что личность – это столько людей, со сколькими я общаюсь в своей жизни. Важно то, что личин (ролей), которые надо ежедневно выполнять, у каждого человека много. А личность – это то, что объединяет устойчивые модели поведения, отношение к себе, к людям, к делу, то есть, взаимоотношения с людьми. Таким образом, одев маску, человек перестаёт быть собой, приобретая новые возможности. В качестве примера можно привести маски грабителей или балаклавы, которые деиндивидуализируют одевших их ради достижения определённых целей.
В плане масочного режима эти возможности сводятся к уважительному и ответственному отношению к согражданам. И. Деиндивидуализацию.. то есть, такой же как все, один из множества (то есть, никто).

В японской традиции масок (театры Но, Кёгэн, Кабуки и др.) прослеживается несколько иная функция – подчеркнуть качества характера героя. При этом, маска не меняется, следовательно, она однозначно указывает на невозможность изменения поведения актёра в маске.

Но есть и ещё одна функция маски – создание образа. В данном случае, это более относится к молодёжным субкультурам, где изменение образа также очень похоже на маску.

Подытоживая, функциями маски являются:
- обрядово-защитная
- деидентификационная
- подчёркивающая оригинальность характера
- создание образа и впечатления.
Если теперь мы посмотрим на ношение масок в период эпидемии, то увидим, что даже в это время все функции масок реализуются. Так, обрядово-защитные маски – это маски с принтами животных, нижней части лица человека, нижней челюсти черепа. Деидентификационная маска – закрывающая большую часть лица. Также есть маски с украшениями, узорами, что выполняет функцию как подчёркивания оригинальности, так и создания образа и впечатления.
А если посмотреть на личностные особенности носителей масок (акцентуации – ярко выраженные черты личности в пределах нормы, которые в неблагоприятных условиях могут стать патологией), то и здесь можем увидеть некоторые важные закономерности:
1. Ипохондрики. Ипохондрика характеризует чрезмерная озабоченность собственным здоровьем. Он достаточно осторожен, склонен к опасениям, часто назидателен. Мышление его несколько мифологично в связи с тем, что для него типично верить в волшебное средство излечения от недугов. Отсюда - увлечение лечением, его новыми методами и приёмами. Ипохондрик внушаем, при этом он может сам внушить себе все симптомы заболевания, о котором читал. Чаще всего ипохондрия встречается у людей, имеющих какие-либо заболевания. Но примечательно, что по мере выздоровления проходит и ипохондрия.
Ипохондрику свойственны:
1. осторожность;
2. назидательность;
3. повышенная мнительность;
4. ранимость;
5. неуверенность;
6. сильная внушаемость;
7. потребность в помощи.
Они будут бояться заразиться и после снятия пандемии, так как чрезмерная озабоченность проблемами собственного здоровья у них остаётся на длительное время.

2. Депрессанты
Главной чертой, характерной депрессанта, является его напряжённость, негативизм в восприятии себя, неприятие своего места в мире и самого мира. Любую получаемую информацию он чаще склонен воспринимать против себя; сильно проявляет себя самокритичность.
Признаками депрессии являются:
1. Беспомощность;
2. Ненависть к самому себе;
3. Объяснение всего происходящего, особенно негативного, внутренними причинами, глобальными и стабильными.
Сам факт необходимости ношения масок вызывает у них неприятие, но, в то же время, они прекрасно осознают, что заразиться можно и в масках, поэтому будут прибегать к формальному или небрежному ношению маски (например, под носом).

3. Истероиды.
Для истероида ношение маски более – способ самовыражения и привлечения к себе внимания.
Истероид привлекает внимание к себе любыми возможными средствами. Отличительной чертой истероида является способность быстро адаптироваться практически к любым условиям. Он тонко чувствует социальные ожидания и ведёт себя в соответствии с ними, поэтому он часто бывает успешен. Истероид довольно внушаем и впечатлителен, так как он сам склонен играть роли и легко принимает правила игры других. Тем более, для него это может быть способом получения внимания.
Отсюда, выбор масок для них традиционно связан с самодемонстрацией и созданием образа и впечатления (узоры, принты, стразы и пр.).

4. Психопаты. Можно выделить следующие функции психопатии:
1. расшатывание социальных норм. Психопат - это классический провокатор, проверяющий «на прочность» существующие в обществе законы и нормы, поэтому он - классический террорист, бомбист, хулиган, эпатажник.
2. непосредственная провокация людей, которая необходима ему для определения будущей жертвы и её негативной реакции на его поведение. Психопат склонен делить мир на себя и остальных, причём он обычно выглядит в выгодном свете. Ему присущ некий нарциссизм. Виноватым психопат себя никогда не признаёт, так как он считает, что прав по определению.
В данном случае будут наблюдаться либо полное отрицание ношения маски в виде протеста, либо ношение провокационной маски – с неприемлемыми изображениями или символикой, со страшными мордами или лицами в виде принта маски. Задача психопата – спровоцировать, вызвать ответную реакцию окружающих. Часто психопата называют «энергетическим вампиром», так как когда спровоцированная жертва даёт свою обратную связь психопату (призывая его к совести), она теряет энергию. Как результат у жертвы – потеря работоспособности, плохое самочувствие, отсутствие энергии.

5. Параноики. Главная черта паранойи - это моноидеизм, то есть, доминирование в мышлении и поведении одной, базовой темы. Паранойя характерна для учёных, изобретателей, коллекционеров, руководителей.
Черты, свойственные параноику:
1. целеустремлённость;
2. усидчивость;
3. активность;
4. систематичность;
5. убеждённость (часто вплоть до фанатизма);
6. любовь к своему делу.
Не удивительно, что среди успешных руководителей довольно часто можно встретить именно эту акцентуацию.
Из негативных черт параноика стоит убеждённость в том, что его любимая тема интересна и важна другим также, как и ему. Окружающие часто не понимают его, считая человком «не от мира сего». Сталкиваясь с непониманием параноик начинает развивать в себе такие качества, как осторожность, потребность отслеживать своё поведение и поведение других, злопамятность и подозрительность.
Таким образом, в его поведении можно наблюдать две фазы – «работоспособную» и «подозревающую».
С точки зрения выбора масок, параноику свойственно скрывать себя, делать незаметным. Поэтому, с одной стороны, идея ношения маски ему можем импонировать (его не видят другие, он деперсонализуется в общественных местах), при этом эффект можно усилить черными солнечными очками, шапкой и пр. Но если параноик заподозрит в ношении масок заговор третьих сторон, обман, он выступит категорически против ношения масок.

6. Шизоиды. Основными чертами данной акцентуации являются:
1. креативность (творческость).
2. эмоциональная замкнутость и определённая автономия от внешнего мира.
3. склонность к абстракциям, созданию собственного мира, собственной кодовой системы (сокращений или вообще - языка).
4. эгоцентризм, ранимость и необщительность.
Шизоиды и в одежде предпочитают бесформенность, мешковатость, эклектичность, любят носить капюшоны и рюкзаки.
В плане выбора маски будет присутствовать либо очевидно старая и нестиранная многоразовая маска или маска одноразовая, но тоже очевидно уже давно в использовании. Или – маски черного или фиолетового цвета (эти цвета они предпочитают).

7. Эпилептоиды. Для этой акцентуации свойственна приверженность к порядку, нормам, правилам. Ношение маски, если это требуется, обязательно. Но – если эпилептоид увидит кого-то без маски, он будет настоятельно заставлять такого человека её одеть под угрозой не только вербального, но и физического воздействия. Эпилептоидам свойственно очень положительное отношение с тем, кого они считают своими, но довольно агрессивное (откуда и название «эпилептоид») отношение к инакомыслящим.
Мы перечислили наиболее ярко себя проявляющие типы акцентуаций в плане отношения к масочному режиму.

 

https://www.vedomosti.ru/gorod/townspeople/columns/pochemu-nekotorie-moskvichi-ne-gotovi-snyat-maski