Смыслов Дмитрий Анатольевич Практикующий психолог-консультант

С праздником вместо линейной «битвы полов»

Мой блог / Просмотр публикации

С праздником вместо линейной «битвы полов»Наше справедливое и гуманное европейское общество, если внимательно присмотреться, не особенно-то и стремилось к этой гуманности.
Подобно очевидному ныне, но абсолютно не очевидному ещё так недавно, открытию фракталов Бенуа Мандельбротом, связанному с тем, что каждая малая часть является повторением большой части, к которой она имеет отношение (аналог микрокосму и макрокосму или человеку как образу и подобию бога), некоторые, столь очевидные идеи, явления и процессы, ещё совсем недавно не были таковыми.



Бенуа Мандельброт

Примеры: 1. Открытие феномена детства, открытие того, что ребёнок - не уменьшенная копия взрослого (открытие случилось в начале ХХ века).



Увы, наше общество "затирает", "засаливает" светлые прежде идеи и названия, наделяя их обыденной бытовой бессмыслицей. Так, в "детских садах" начала ХХ века работали отнюдь не воспитатели - иначе бы надо было называть эти учреждения "детский воспитательный дом". Работали там садовники. Садовники взращивали новое поколение людей. Были учительские институты (не педагогические), ибо учитель - учит. Учитель - профессия сакральная для общества. А педагог - всего лишь раб в Древней Греции, который занимался воспитанием детей. А раб не заинтересован в результатах своего труда. Зачем стоило менять название профессии. Но, хотели как лучше, а выразили, увы, суть нынешней ситуации во многих школах. А ведь из школ вскоре выходят представители новых поколений, нового общества нашего мира.
2. Вопросы расовой дискриминации. Да, эти ужасные США с их сегрегацией - места "для белых", места "для чёрных". Да, не смотря на отмену этого позора в середине ХХ в., американцы теперь пожинают плоды прежней дикости. Проблема в том, что теперь многое изменилось. Чёрнокожий актёр, играющий Ромео, обязательный в американских фильмах чернокожий Бог и пр. Страшнее другое - это психология потребителя у многих нынешних афроамериканцев (где "мне все должны, потому что я - я" - аналог нашему отечественному движению "Яжмать").



Но в "цивилизованной" Европе с XIX в. (Париж, Берлин, Гамбург, Лондон, Антверпен и пр.) до середины 30-х гг. ХХ века (Базель, Турин) в зоопарках были вольеры с чернокожими людьми. Возможно, именно это послужило ныне столь странному чрезмерно толерантному поведению европейцев по отношению к агрессивному поведению беженцев — как некий комплекс вины, но новых поколений.
3. Отношение с мужскими и женскими ролями в обществе. Выглядит странным, (особенно для России, которая здесь почти в первых рядах — с начала 20-х гг. ХХ в. в СССР права женщин были уравнены с правами мужчин) что ещё совсем недавно женщинам отказывали в праве на получение высшего образования, а их роли были жёстко определены в обществе.

 


Аула гейдельбергского университета. По бокам балконы, женщинам ( это как правило были профессорские жены) разрешалось находиться только там до 1871 года. То есть ни одна женская нога не могла ступить на пол храма знаний. А учиться вообще можно было только с 1900 года



За XIX век было сделано одно единственное исключение для Софьи Ковалевской. Но она была вольнослушателем.Кстати, в видении женщин и девушек, обучающихся в дореволюционной образовательной системе в виде шаржей на типы дореволюционного студенчества нам может помочь выпуск юмористических открыток «Типы студентов» карикатуриста В.Ф.Кадулина, датированный 1905 годом. С юмором, но присмотритесь к ним внимательнее — все они немного не от мира сего, видимо, практически марсианки.
Градация женских типов. Гимназистка. Первокурсница. Курсистка музыкальных курсов. Слушательница (курсистка) высших медицинских курсов. Акушерка. Суфражистка современный аналог - феминистка).Кстати, отголоски этого хорошо заметны и в российских реалиях, где мужчина с богатой историей интимных отношений воспринимается как романтический герой, а женщина с подобной историей или намёками на неё - несколько по-иному.

Женский мир более консервативный при внешней мишуре изменчивости "луков". Мужской - более ригидный и консервативный. Появление вопросов о равноправии в обществе - важный этап его развития. Безусловно, у обоих полов разные биологические функции и задачи. 

Мужчины более ориентированы на нестабильность, открытия, экспансию, но и большие творческие поиски ввиду некоторой биологической большей свободы для размаха. Посмотрите на агрессивное поведение мальчиков.

Женщины более нацелены в социуме на семью, семейные ценности, стабильность. Безусловно, женщины - более благородные создания, нежели чем мужчины. Впрочем, полагаю, одно и другое - все равно часть единого целого. Как говорит моя уважаемая коллега, О.Е.Хабарова, человеком люди становятся, когда создают пару. Человек - это пара. А отдельно - это индивиды и личности.

Звучит дико, что женщинам были запрещены классическим патриархальным европейским обществом многие социальные роли, а из задачи часто низводили до банальных ролей домохозяек или - германскому правилу трёх "К" - дети (киндер), кухня (кюхен), церковь (кирхен) (Kinder, Kuche, Kirche).

Впрочем, почитав памятки для советских жён 60-х — 70-х гг. ХХ в. также возникает много вопросов о ролях мужа и жены — недалеко ушли мы тогда от правила «трёх К».

ХХ век стал постепенно и очень нехотя менять установки многовекового патриархального общества. И, подобно тому, как голодающий, начавший получать доступ к большому количеству пищи, только вредит себе, или как случилось с "открытием" расового равноправия в Европе и особенно в США в ХХ в., пошли перегибы.
Чрезмерно увлекшись феминизмом, эта, прежде разумная, творческая энергия, совсем по В.Райху, стала разрушительной и частью мужененавистнической. Мизогиния, очевидно, также явление имевшее и имеющее место быть. Вспомним хотя бы Отто Вайнингера и его "Пол и характер" - гениального, но заблудившегося в собственной ненависти и неприятии себя, молодого человека, покончившего с собой совсем недавно, в 1903 году в возрасте 23 лет. О нём у меня была не так давно лекция.

Впрочем, так где есть ненависть к представителям противоположного пола, явно наличествуют внутрепсихологические проблемы и прежде всего — неприятие себя.

Один из трёх законов Ньютона гласит- любое действие вызывает противодействие. Так случилось с радикальным феминизмом. Своё отношение к этому "явлению" я высказал когда-то в этой публикации за середину 00-хх ХХ в.(https://docent-psy.ucoz.net/index/zakony_feministok_s..).

Я странно отношусь к "женскому празднику". Мне кажется, в самой идее половых праздников заложена ущербность.

Уместнее и целесообразнее - "День отца", "День матери". Они есть и у нас, но в череде бессмысленного количества бюрократически обозначенных дежурных праздников. А жаль. Говоря о равноправии было бы также целесообразно, что у нас в стране женский праздник есть, а мужского - нет (Защитником Отечества может быть каждый, кто любит свою Родину). А вот роли отца и матери для социума горазд важнее, равно как и подчёркивание их значимости в жизни любого или практически любого (ввиду индивидуальной истории) человека.

О 8 марта - Ф.Раневская замечала: "8 марта — мое личное бедствие. С каждой открыткой в цветах и бантиках вырываю клок волос от горя, что я не родилась мужчиной", или - "8 марта - праздник импотентов, когда они раз в год любят женщин".
Этот праздник - атавизм полоролевых нетолерантностей, пришедший к нам из эпохи ломки империй и борьбы с несправедливостями консервативного общества конца XIX-начала ХХ в.

В 20-е гг в СССР случился ещё один перегиб, и не единственный. Прежде всего — «Половые заповеди пролетариата» А.Б.Залкинда. Лекцию о нём я прочитал несколько лет назад: 

В Европе этот день известен, но не является праздничным (не считая стран бывшего СССР и стран соц. лагеря). Когда-то британские суфражистки (прабабушки нынешних феминисток) избрали для своих идей фиолетовый цвет, как символ равноправия, достоинства и справедливости. Именно с этим цветом стал ассоциироваться этот день на Западе.

А у нас.
Пусть этот день будет просто праздником красоты, весны, любви (без шашлыков, грабель и дач, чтобы не перепутать его с ещё одним из ряда прежних атавизмов - 1 мая).

Праздником семьи, праздником уюта и гармонии, создать которую способна только женщина, привнеся в мир и жизнь понятия красоты, света, благородства. Без всяких самоутверждений или обозначений превосходства и особых прав в стилистике «яждеваачки» или «яжматери».
В общем, для тех, кто женственны, прекрасны, нежны, для тех, кого мы, мужчины, любим и ценим - с праздником красоты.
С праздником, наши спутницы, соратницы, сподвижницы. Без вас и вашего участия наш мир превратился бы в линейный "орднунг".